Состояние системы государственного учета и контроля ядерных материалов. Физическая защита предприятий ЯТЦ

Порядок физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов определен Постановлением Правительства РФ от 07.03.97 г. № 264.

Этим постановлением было поручено федеральным органам исполнительной власти и организациям принять до 1 января 1999 года меры, обеспечивающие приведение физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов в соответствие с требованиями Правил, а также разработать и утвердить соответствующие ведомственные нормативные акты.

Однако, анализ результатов фактического состояния физической защиты ядерно-опасных объектов, проведенных органами государственного надзора, свидетельствует, что постановление Правительства Российской Федерации к настоящему времени не выполнено.

Сроки выполнения мероприятий по совершенствованию физической защиты и приведению ее в соответствие с требованиями Правил в планах мероприятий большинства ядерно-опасных объектов самовольно перенесены на 2004-2005 годы.

К наиболее характерным проблемам, не решенным до настоящего времени на уровне министерств, ведомств и эксплуатирующих организаций в рамках выполнения требований Правил, относятся:

На настоящий момент номенклатура специального сырья и делящихся материалов, находящихся на предприятиях Минатома, насчитывает 127 наименований. Сводная номенклатура приведена в таблице 1.

Согласно приведенным данным в статье на российских складах запасов ядерных материалов сосредоточено:

Сводная номенклатура специального сырья и делящихся материалов, находящихся на складах и в незавершенном производстве, по состоянию на 01.01.2000 г.

Таблица 1

Сырье
Концентрация U-235, %
Уран:

в черных слитках

рафинированный в слитках

в таблетках

в стандартных заготовках

в ДаВах

в плаве

U3O8

Тетрафрорид урана

Гексафторид урана:

Н

РС

Н обогащенный

РС обогащенный

Диоксид урана

Отвалы урана разделительных производств

0.711

0.711

1.6-4.4

0.711

21-90

0.652 - 0.711

0.652 - 0.711

0.4 - 0.711

0.711

 

0.711

0.652

1 - 90

1 - 4.4

1 - 90

0.1 - 0.652

На предприятиях ЯТЦ за длительный период их деятельности скопились значительные количества ЯМ. В течение длительного времени в подразделениях хранятся неиспользуемые в работе ЯМ, в том числе большое количество материалов, переведенных в категорию отходов. Разнообразие химических форм и физических свойств указанных материалов, большие финансовые затраты не позволяют осуществить их переработку на имеющемся на предприятиях технологическом оборудовании.

Наличие у исполнителей значительного количества неиспользуемых в работе ЯМ и недостаточность существующих отраслевых нормативных мер учета и контроля ядерных материалов не позволяют своевременно выявлять случаи хищения ЯМ лицами, допущенными к работе с этими материалами.

Для обеспечения паспортизации, вывоза, переработки и утилизации указанных отходов требуется принятие соответствующего решения Минатома.

Слабым местом системы учета является принцип списания безвозвратных потерь на основании установленных нормативов, что дает принципиальную возможность накапливать неучтенные ЯМ в пределах утвержденных норм безвозвратных потерь.

Для устранения этого положения необходим переход на международную признанную систему расчета количества неучтенного материала (КНМ) с широким привлечением математических методов в систему учета и контроля ядерных материалов.

Предприятия в недостаточной степени оснащены средствами приборного контроля ЯМ, при этом имеющиеся средства зачастую несовершенны. Из-за этого учет ЯМ, находящихся в технологическом оборудовании, а также в отходах и оборотах, не всегда является достоверным, при передачах ЯМ не всегда осуществляется входной контроль, при проведении физических инвентаризаций ЯМ не всегда осуществляется проверка фактически наличных ЯМ в местах их нахождения. Весовое оборудование во многих случаях не обеспечивает необходимую точность при учете ЯМ.

Положение усугубляется тем, что имеющийся в настоящее время на ряде предприятий ЯМ был приобретен достаточно давно, а в условиях кризиса отрасли и оттока квалифицированного персонала, изменения структурных связей внутри предприятий, а также появления спроса со стороны криминальных структур на ЯМ, необходимо иметь возможность своевременно удостовериться в соответствии предъявляемого ЯМ учетным документам.

Необходима адаптация существующих, или разработка новых методов и средств контроля ядерных материалов применительно к задачам их учета и контроля с учетом специфики предприятий и соответствующее техническое обеспечение.

Система охраны предприятий ЯТЦ проектировалась и создавалась одновременно с развертыванием этих объектов, т.е. в начале 50-х г. ХХ века, исходя из присущих тому времени представлениях о возможных угрозах для подобных объектов. В то же время были сформулированы требования по обеспечению их защиты, которые просуществовали вплоть до 80-х г. ХХ века.

Начавшиеся с середины 80-х г. ХХ века социально-политические процессы в стране и в мире, сокращение личного состава Вооруженных сил и снижение уровня подготовки призывного контингента в условиях обострения криминогенной обстановки привели к необходимости внесения кардинальных изменений в методологию обеспечения безопасности ядерно-опасных объектов. Суть комплексного подхода сводится к предотвращению возможных инцидентов с ядерными делящимися материалами (ЯДМ) и радиоактивными веществами (РВ) на всех этапах их жизненных циклов (производства, разработки, испытания, транспортировки и утилизации) и состоит в дополнении традиционных мер противотеррористической защиты быстрым внедрением высокоэффективных автоматизированных комплексов, существенно повышающих уровень защищенности ядерно-опасных объектов от воздействия всех факторов риска, в том числе, связанных с неосторожными и умышленными действиями персонала объектов, действием крупных хорошо оснащенных террористических групп и др.

Отсрочка решения этой проблемы может привести к радиационным катастрофам, социальные и политические последствия которых будут необратимы.

Несмотря на наличие Государственных программ, предусматривающих усиление мер безопасности ядерно-опасных объектов, заложенные в программах меры не выполняются в полном объеме из-за отсутствия финансирования даже в пределах утвержденных сумм. Так, например, выделенные Минобороны России в 1996 г. средства на закупки элементов физической защиты обеспечили лишь 3 % заявленных потребностей войск, что не позволяет осуществить поставки необходимой номенклатуры технических средств охраны для решения хотя бы первоочередных задач.

Такое положение характерно для объектов, находящихся в ведении как Минобороны России, так и Минатома России.

Неустойчивое финансирование программ по обеспечению безопасности ядерно-опасных объектов при недостаточной оснащенности техническими средствами контроля и охраны, в условиях роста социальной напряженности, ухудшения криминогенной обстановки, существования межнациональных конфликтов чревато последствиями, ущерб от которых не сопоставим с затратами, необходимыми на реализацию самих программ.

Такое положение вещей находит свое отражение на практике. Так, согласно высказываниям заместителя начальника департамента Минатома Н.Редина, в период с 1992 по 1995 гг., было зафиксировано около 30-ти хищений ядерных материалов с объектов Минатома (ИТАР-ТАСС, 28.10.98 г.).

Спустя год после этой информации, начальник отдела учета и контроля ядерных материалов Минатома В.Ерастов в интервью с корреспондентом «Ядерного контроля» (№ 6, 1999 г.) сообщал уже о 52-х случаях хищения ядерных материалов за тот же временной интервал. Кому из чиновников верить ?

Кроме этого, экс-Председатель Государственного таможенного комитета В.Драганов сообщал, что в 1998 г. российские таможенники предотвратили несколько попыток перемещений через границы РФ ядерных материалов. В ряде случаев подобные действия совершались под прикрытием дипломатического иммунитета. Причем указанные материалы не вывозились из России, а следовали транзитом через российскую территорию («Интерфакс», 26.01.99 г.).

Ниже приведены некоторые характерные примеры, связанные с хищением ЯДМ и РВ, а также инциденты, связанные с охраной предприятий ЯТЦ, расположенных на территории России:

Кроме перечисленных инцидентов, хотелось остановиться на крайне опасной ситуации, складывающейся на некоторых ядерных объектах России («Ядерное распространение» (выпуск 28, февраль 1999 г.):

§ военнослужащие МВД России оставляют свои посты в поисках пищи. Другие отказываются патрулировать периметр объекта, поскольку им не была выдана своевременно зимняя форма одежды;

Существующая исторически сложившаяся система физической защиты в России основывается прежде всего на обеспечении охраны предприятий по периметру их ограждений, чем обеспечивается так называемый режим секретности.

Современная же концепция охраны ядерно- и радиационно-опасных объектов, по аналогии с зарубежным опытом, предусматривает, что главными элементами в системе охраны являются непосредственно категорированные здания, хранилища и помещения, находящиеся на охраняемой территории объекта (что позволит контролировать ЯМ при перемещениях их внутри самих предприятий), при сохранении контроля за охраняемым периметром объекта в целом.

Физическая защита на предприятиях топливного цикла организована на основе межведомственных актов, утверждаемых Минатомом России и МВД России.

Войсковая охрана МВД осуществляется, как правило, по периметру объектов. Внутри периметра охрану технологических производств, зданий и сооружений несут: на одних объектах войска МВД, на других – подразделения вневедомственной военизированной охраны, а на некоторых и те, и другие одновременно.

Пропускной режим, ограничение доступа лиц и грузов в охраняемые зоны организованы в соответствии с рядом ведомственных инструкций и положений, а также с частными инструкциями, отражающими специфику конкретных предприятий.

Усиление физической защиты предприятий по-прежнему осуществляется путем внедрения образцов более совершенной аппаратуры инженерно-технических средств обнаружения (ИТСО), что делается в отдельных случаях силами самих предприятий, исходя из их финансовых возможностей. В то же время обеспечение предприятий современными ИТСО недостаточное. Практически не используется компьютерная техника. Значительное количество применяемой в системе охраны аппаратуры ИТСО выработало двух-трехкратный ресурс, она устарела не только физически, но и морально.

Из-за проблем с финансированием отечественных производителей средств физической защиты в настоящее время на отечественный рынок выходят компании США. Уже подписан ряд соглашений, в которых участвует Минатом России. При этом существует не только опасность вытеснения отечественных производителей с данного рынка, но и более существенная опасность, связанная с возможностью снабжения поставляемой на особо важные объекты продукции из-за рубежа средствами несанкционированного доступа к информации.

Создавшееся положение объясняется целым рядом причин. Среди основных следует отметить то, что единых правил по организации и обеспечению физической защиты на ядерно- и радиационно-опасных объектах фактически нет. Отсутствует и нормативная документация, определяющая требования при проектировании систем физической защиты, требования по применению комплексов аппаратуры физической защиты, требования по организации центров управления охраной объектов и др.

Применяемое в настоящее время инженерное оборудование контрольно-пропускных пунктов (КПП) и периметра охраняемых объектов не рассчитано на действия со стороны террористических групп. На проездах КПП отсутствуют противотаранные устройства; в местах прохода людей часовые охраны расположены открыто, нет защитных перегородок и пуленепробиваемого остекления; вдоль периметра отсутствуют охранные дороги, рвы, усиленные ограждения и др.

Подавляющее большинство КПП не оборудовано приборами контроля за проносом (провозом) ядерных материалов, металлических изделий и взрывчатых веществ.

Отсутствуют единые для всего объекта (в том числе и крупного) центры управления охраной. Действующие на объектах системы сбора и отображения охранной информации морально устарели, размещены, как правило, в неприспособленных помещениях, а не редко и в самих караульных помещениях, которые в инженерном отношении недостаточно защищены от внезапного нападения или огневого воздействия нападающих.

Одним из наиболее слабых элементов в обеспечении охранных мероприятий продолжает оставаться связь в таких основных звеньях, как «караул-часовой» и «караул-войсковая часть». В системе связи, как правило, используются городские или объектовые коммутаторы связи. Международные требования устанавливают, что в системе физической защиты объекта должно быть не менее двух непрерывно действующих речевых каналов специальной связи.

При перевозке спецпродукции и ядерных материалов по железной дороге в интервалах движения поездов между станциями переадресовки отсутствует надежная связь с лицами, сопровождающими груз.

Постоянная недоукомплектованность личного состава войсковых частей, несущих охрану ядерно- и радиационно-опасных объектов, наряду со значительным разрывом в уровнях оплаты работников основного производства и персонала охраны, создают трудности в организации и поддержании эффективной охраны объектов. До конца не упорядочены правила применения огнестрельного оружия вблизи производственных или жилых помещений. В случаях, когда применение огнестрельного оружия недопустимо, не предусмотрены компенсирующие технические или другие боевые средства (шоковые) для воздействия на потенциального нарушителя.