Основные этапы программы развития

(приводится в сокращении).

До 2000 года планируется обеспечить: обоснование и разработку мероприятий по продлению срока службы действующих АЭС; модернизацию АЭС первого и второго поколений с повышением их безопасности с целью продолжения эксплуатации после исчерпания проектного ресурса;

Незначительный рост мощности АЭС будет произведен за счет начатого и расконсервированного строительства.

Разработка и начало строительства будет производится на основе освоенных технологий головных энергоблоков нового поколения.

Повышение, уровеня безопасности и экономических показателей обеспечат устойчивое развитие атомной энергетики на следующих этапах.

В 2000-2005 годах и в период до 2010 года планируется обеспечить: рост мощностей на базе энергоблоков атомных станций нового поколения. дальнейшего повышения технико-экономических показателей действующих АЭС, реализации мероприятий по продлению их срока службы, разработки и строительства атомных станций нового поколения повышенной безопасности, являющихся основой крупномасштабного развития атомной энергетики в перспективе; начало вывода из эксплуатации энергоблоков, выработавших свой ресурс.

Реализация Программы создает предпосылки для начала крупномасштабного развития атомной энергетики после 2010 года на базе энергоблоков нового поколения. К 2030 году возможно увеличение доли выработки электроэнергии ядерными энергоисточниками до 20-30 процентов в целом по стране и до 25-40 % в ее европейской части.

Формирование крупномасштабной атомной энергетики позволит:

Крупные запасы органического топлива в Российской Федерации являются национальным достоянием, в стратегическом плане и надо предполагать ограничение их энергетического использования и экспорта. В связи с этим атомная энергетика может рассматриваться как замещающий источник электроснабжения, обеспечивающий энергетическую безопасность страны.

Разработка и внедрение проектов АЭС нового поколения повышенной безопасности с улучшенными технико-экономическими показателями являются необходимыми факторами обеспечения развития атомной энергетики в составе топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.

Проекты АЭС нового поколения отвечают современным международным требованиям по безопасности и предусматривают:

Проектирование АЭС нового поколения ведется с учетом технических и организационных решений, направленных на снижение влияния технологии производства энергии на биосферу и обеспечение экологической безопасности АЭС.

Безопасность эксплуатации АЭС обеспечивается за счет последовательной реализации принципа глубоко эшелонированной защиты, основанной на применении системы барьеров на пути распространения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в окружающую среду, а также за счет осуществления технических и организационных мер.

Особенностью АЭС нового поколения является применение наряду с активными системами безопасности систем пассивного принципа действия, использующих естественные физические процессы.

К приоритетным проектам АЭС нового поколения, разработка которых должна завершиться к концу 1998 года, относятся проект энергоблока мощностью 1000 МВт (эл) с реакторной установкой В-392 (ВВЭР-1000) и проект энергоблока мощностью 640 МВт (эл) с реакторной установкой В-407 (ВВЭР-640).

В России накоплен уникальный опыт создания и эксплуатации АЭС с реакторами на быстрых нейтронах, подтверждена высокая степень их надежности и безопасности. Проект энергоблока мощностью 800 МВт (эл) с реакторной установкой БН-800 утвержден.

Создание АЭС с реакторами типа БН позволит на данном этапе решить вопросы использования оружейного и энергетического плутония как топлива, подготовить переход на замкнутый топливный цикл, разработать подходы к утилизации и выжиганию долгоживущих высокоактивных отходов, обеспечить выработку энергии и, кроме того, в отношении Южно-Уральской АЭС решить проблемы реабилитации загрязненной территории региона.

Важным направлением развития атомной энергетики является проектирование и строительство атомных станций малой мощности, в том числе с использованием судовых технологий.

На базе имеющегося опыта будет проводиться разработка качественно нового поколения реакторов естественной безопасности с широким спектром мощностей и технологических возможностей, позволяющих в перспективе решать задачи радиационно-эквивалентного обращения с радиоактивными отходами.

Область международного сотрудничества

Реализация Программы будет содействовать укреплению позиций страны на мировом рынке оборудования АЭС, а также на рынке топлива и услуг по оказанию технической помощи в строительстве атомных станций за рубежом.

В соответствии с имеющимися межправительственными соглашениями и заключенными в настоящее время контрактами о сотрудничестве в сооружении АЭС Российской Стороной приняты обязательства по техническому содействию в строительстве, изготовлении и поставке основного оборудования для АЭС "Куданкулам" (Индия), "Бушер" (Иран), а также Ляньюньганской АЭС (Китай) с реакторами ВВЭР-1000.

Реализация утвержденного 17 января 1997 г. Советом глав правительств государств - участников Содружества Независимых Государств Перспективного плана развития сотрудничества государств - участников Содружества

Независимых Государств в мирном использовании атомной энергии, повышении безопасности ядерных установок будет способствовать дальнейшему развитию атомной энергетики и восстановлению корпоративных связей предприятий и организаций Содружества.

Экономическая оценка Программы

Экономическая эффективность Программы определяется сравнением технико-экономических показателей действующих и проектируемых АЭС и ТЭС на органическом топливе и оценкой их конкурентоспособности.

В 1997 году АЭС выработали 108, 3 млрд. кВт. ч, что составляет в общем объеме выработки электроэнергии на всей территории Российской Федерации 13, 24 процента и на ее европейской части около 30 процентов. В 1996 году объем выработки электроэнергии на АЭС составил 108, 8 млрд. кВт. ч, или 13 процентов общего объема выработки электроэнергии в стране. АЭС поставляют электроэнергию в регионы, наиболее удаленные от месторождений дешевого органического топлива (Центр, включая Москву, Северо-Запад, Кольский полуостров, Центрально-Черноземный район, северо-запад Чукотского автономного округа).

Доля поставки электроэнергии АЭС на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) достигает 37 процентов, такова же доля поставки электроэнергии АЭС на экспорт.

АЭС являются основой Единой энергетической системы страны (особенно в энергозонах Северо-Запада и Центра), поскольку мощные АЭС -Ленинградская, Калининская, Смоленская, Курская, Нововоронежская и Балаковская - во многом определяют структуру высоковольтных ЛЭП напряжением 220 кВ и выше.

Конкурентоспособность АЭС по сравнению с наиболее эффективными ТЭС, работающими на органическом топливе, подтверждается более низким уровнем тарифов на отпускаемую атомными энергоисточниками электроэнергию.

Технико-экономический анализ показателей АЭС, оснащенных новыми типами реакторов повышенной безопасности, с показателями ТЭС с парогазовыми установками и экологически чистых паротурбинных ТЭС на угле, проведенный в условиях сохранения цен на органическое топливо на уровне, прогнозируемом для 2010 года, показывает, что АЭС сохраняют свою эффективность.

При этом рациональные масштабы развития АЭС должны оцениваться с учетом следующих соображений:

Поэтому атомные электростанции являются эффективным источником электроэнергии в районах дорогого топлива, то есть в западных районах страны и на Дальнем Востоке.

Экологическая оценка Программы

Экологическая безопасность действующих АЭС определяется соответствием проектных и фактических показателей их функционирования установленным правилам и нормам безопасности.

В Российской Федерации накоплен значительный опыт эксплуатации АЭС с различными мощностями и типами реакторных установок. Контроль, осуществляемый за работой АЭС различных поколений, и мониторинг окружающей среды позволили получить представительные статистические данные по воздействию АЭС на окружающую среду.

Среднегодовая доза облучения персонала на АЭС (по результатам многолетних наблюдений) при действующих нормах радиационной безопасности НРБ-96 (индивидуальная доза облучения персонала АЭС ниже 2 сЗв) составляла для АЭС:

Радиационная обстановка в районе размещения АЭС в основном определяется естественными источниками ионизирующих излучений. Радионуклиды реакторного происхождения практически невозможно выделить во внешней среде на фоне глобальных радионуклидов ввиду их незначительного количества.

При нормальной эксплуатации АЭС за пределами промышленной площадки загрязненность объектов внешней среды (почвы, растительности, воды) находится на уровне фоновых значений.

На всех АЭС запрещен слив в поверхностные водоемы любых сточных вод с содержанием в них хотя бы одного вида радионуклида выше допустимой величины сброса.

Уровень внешнего гамма-излучения за пределами промышленной площадки АЭС не превышает 15-18 мкр/ч, практически не увеличивается с течением времени и не изменяется с увеличением расстояния. Данный уровень в основном обусловлен местными колебаниями естественного радиационного фона.

Для всех действующих АЭС России по согласованию с региональными органами контроля за состоянием окружающей среды введены экологические паспорта, в которых отражены основные характеристики АЭС, связанные с воздействием на окружающую среду как при нормальной эксплуатации, так и при авариях. Экологический паспорт является одним из основных документов, подтверждающих экологическую безопасность объекта.

На основании имеющегося обширного практического материала по контролю содержания радионуклидов в объектах окружающей среды в районе размещения действующих АЭС можно сделать вывод, что влияние их на экологическую обстановку незначительно и не представляет опасности для населения и окружающей среды, что является одним из факторов оздоровления окружающей среды.

Экологическая безопасность проектируемых АЭС

В целях улучшения экологической обстановки в регионах страны необходимо широкое внедрение АЭС третьего поколения, отличающихся повышенной безопасностью, что позволит ускорить процесс оздоровления экологической обстановки при замещении выбывающих энергетических мощностей, в том числе и объектов, работающих на органическом топливе. АЭС нового поколения проектируются таким образом, что радиационные воздействия на население и окружающую среду при нормальной длительной эксплуатации, предполагаемых нарушениях и проектных авариях не приводят к превышению установленных доз облучения населения, а при запроектных авариях ограничивают это воздействие.

При разработке проекта АЭС третьего поколения ключевым моментом является обеспечение мер экологической безопасности. Данные требования на стадии технико-экономического обоснования включаются в Оценку воздействия АЭС на окружающую среду, а в составе проекта - в Обоснование экологической безопасности АЭС.

Оценка приемлемости технических решений в проектах реакторных установок третьего поколения основана на анализе безопасности для всех режимов работы станции - нормальная эксплуатация, нарушение нормальной эксплуатации, проектные аварии, запроектные аварии.

АЭС с реакторными установками ВВЭР-640 или ВВЭР-1000 спроектированы таким образом, что радиационное воздействие на население и окружающую среду при нормальной длительной работе и предполагаемых эксплуатационных нарушениях не приводит к превышению доз облучения населения, установленных требованиями современной нормативной документации.

Проведенные оценки ожидаемых уровней облучения населения при авариях на энергоблоках ВВЭР-640 и ВВЭР-1000 и сопоставление их с дозовыми критериями для принятия решений по защите населения в случае аварии ядерного реактора позволили сделать следующие выводы:

Анализ радиационных характеристик показал более высокую степень надежности и безопасности для окружающей среды и населения энергоблоков с реакторными установками ВВЭР-640 и ВВЭР-1000 по сравнению с энергоблоками предыдущих поколений как при нормальной эксплуатации, так и при авариях различных классов тяжести.

Аналогичный вывод сделан и в отношении проектных решений для энергоблока с реакторной установкой БН-800.

Государственная экологическая экспертиза по объектам атомной энергетики

В соответствии со статьями 36 и 37 Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды” и статьями 28 и 30 Федерального закона “Об использовании атомной энергии” по объектам атомной энергетики проводится государственная экологическая экспертиза. Информация о проведении такой экспертизы по состоянию на 1 сентября 1997 г. приведена в таблице № 1.

По мере разработки проектной документации по другим площадкам размещения атомных станций государственная экологическая экспертиза будет проведена в установленном порядке.

В связи с введением лицензирования деятельности в области использования атомной энергии получены разрешения Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности на строительство головного энергоблока с реакторной установкой ВВЭР-640 в г. Сосновый Бор, первого энергоблока Кольской АЭС-2 и одобрен выбор площадок для размещения Нововоронежской АЭС-2 и Дальневосточной АЭС.

В ходе реализации Программы по мере разработки нормативно-правовой и проектной документации, регламентирующей процесс вывода энергоблоков АЭС из эксплуатации и обращения с радиоактивными отходами, указанная документация будет представляться в Государственную экологическую экспертизу в установленном порядке.

Программа прошла государственную экологическую экспертизу и получила положительное заключение, утвержденное Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды.

Проведение государственной экологической экспертизы по объектам атомной энергетики

Таблица 1

Объекты экспертизы и стадия проектирования
Решение Государственного экспертного совета по экологии и природным ресурсам МПР России или сводное заключение государственной экологической экспертной комиссии
Калининская АЭС (2-я очередь), энергоблок № 3 (проект) Балаковская АЭС, энергоблок № 4 (проект)
от 20 ноября 1992г. №3

Белоярская АЭС, энергоблок № 4 (проект) Нововоронежская АЭС, энергоблоки № 6 и 7 (технико-экономическое обоснование)

от 29 января 1993 г. № 4

от 18 февраля 1993 г. № 5

от 20 января 1994 г. № 14

Билибинская АЭС (2-я очередь) - проект
сводное заключение от 16 сентября 1994 г.
Севере-Западный научно-промышленный центр (г. Сосновый Бор), головной энергоблок ВВЭР-640 (технико-экономическое обоснование)
от 5 декабря 1994 г. № 19
Воронежская АСТ (проект)
сводное заключение от 14 апреля 1995 г.
Ростовская АЭС (проект)
сводное заключение от 14 июля 1995 г.
Курская АЭС, энергоблок № 5 (проект)
от 13 октября 1995 г. № 22
Кольская АЭС, энергоблоки № 5 - 7 (проект)
сводное заключение от 25 декабря 1995 г.

Финансовое обеспечение Программы, меры реализации и управления

Финансовое обеспечение Программы ориентировано на ограниченное бюджетное финансирование и максимально возможное использование собственных и других внебюджетных источников.

Объемы и структура затрат на финансирование Программы будут корректироваться в соответствии с ежегодными прогнозами и с учетом привлечения и использования собственных средств и реальных возможностей федерального бюджета.

Основные источники финансирования Программы

Основными источниками финансирования Программы являются:

Собственные источники финансирования используются на:

Реализация Программы предусматривает сохранение инвестиционной составляющей в себестоимости электроэнергии АЭС и услуг эксплуатирующих организаций.

Интенсификация строительства и ввода новых мощностей АЭС может быть осуществлена при условиях:

Меры реализации и управления Программой

Управление Программой основывается на принципах проектного планирования и скоординированного взаимодействия участников Программы на всех этапах подготовки проекта, начиная от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и кончая реализацией конечной продукции.

Комплексность и сложность решаемых в Программе задач, большое количество участников работ, длительный срок реализации проектов требуют:

Перечисленные работы должны осуществляться в условиях совершенствования управления атомной энергетикой в рамках проводимых в стране экономических реформ и структурной перестройки.