"Общественный контроль за безопасным использованием атомной энергии".
Концепция программы.
После аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году и аварии в Челябинске-65 (ПО "Маяк") в 1957 году российское общество осознало, что право на ядерную и радиационную безопасность является одним из основных прав человека. Основной целью Программы является способствование реализации конституционного права граждан "на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" (Конституция РФ ст. 42). Вопросы обеспечения ядерной и радиационной безопасности для окружающей среды и населения на данный момент являются первостепенными.
Цели и задачи программы
Гражданский контроль это комплекс мероприятий, направленный на всестороннее информирование, открытый диалог и консультации между всеми сторонами на всех уровнях общества с целью снятия социальной напряженности и выработки приемлемых подходов к решению проблемы радиационной безопасности, с целью формирования конструктивного общественного мнения по данной проблеме. Целями работы по программе являются улучшение состояния ядерной и радиационной безопасности на территории Российской Федерации, а также способствование дискуссионному процессу с участием всех слоев общества о будущем атомной энергии.
1.Информирование общественности о состоянии ядерной и радиационной безопасности России.
2.Распространение полученной информации в СМИ.
3.Предоставление информации в соответствующие Министерства и Ведомства, Государственную Думу и Совет Федерации.
4.Разработка механизма гражданского контроля деятельности военно-промышленного комплекса в области преодоления последствий производства и испытаний ядерного оружия и его утилизации.
5.Ведение общественного контроля и радиационного мониторинга в местах производства, хранения, переработки и транспортировки радиоактивных материалов.
6.Постоянный анализ информации поступающей с мест расположения объектов атомной энергетики.
7.Составление квартальных и годовых аналитических докладов по ранее проведенному мониторингу.
В России подобная комплексная деятельность в предыдущие годы не проводилась. Работающие общественные экологические организации имеют один существенный недостаток - в их составе отсутствуют технические специалисты, имеющие соответствующее образование и опыт работы в области безопасного использования атомной энергии. В результате этого не получается ведение грамотного с технической точки зрения диалога со специалистами Министерства по атомной энергии РФ. Кроме этого, эти группы разрознены и не имеют долгосрочной программы действий по осуществлению общественного контроля над использованием атомной энергии.
Регионы работы по программе
1.Томская область г. Томск и г. Северск (Томск-7, Сибирский химический комбинат)
2.Челябинская область г. Озерск (Челябинск-65, ПО "Маяк").
3. г. Мурманск, РТП "Атомфлот".
4.Регионы расположения дейстующих и строящихся АЭС на территории Российской Федерации.
5.Научно-исследовательские центры и учебные заведения эксплуатирующие ядерные исследовательские установки на территории Российской Федерации.
6.Архангельская обл, строительство в г. Северодвинске плавучей АЭС.
7.Красноярский Край г. Железногорск (Красноярск-26).
Направления реализации гражданского контроля
1. Создание общественных информационных -аналитических центров на местах, то есть организация системы целенаправленного достоверного информирования населения по всем аспектам работы атомного комплекса. Сбор вопросов населения и организация ответов на них. Проведение мероприятий по базовому экологическому и специализированному образованию.
2.Проведение информационных встреч с населением, - организация встреч местного населения со специалистами научных и проектных организаций, представителями руководящих органов. Доведение точной информации до населения "из первых рук" - специалистами и работниками соответствующих ведомств.
3.Создание и эксплуатация WEB-сайта "За общественный контроль за безопасным использованием атомной энергии" - размещение регулярных информационных сводок, включающих результаты первичной аналитической обработки данных для проведения мониторинга, с учетом географии проекта. Размещение докладов с углубленной экспертной оценкой данных полученных непосредственно с мест наработки, хранения и транспортировки ядерных делящихся материалов и нахождения объектов атомной энергетики.
4.Создание комиссий общественных советников на местах, то есть неадминистративных структур, состоящих из представителей общественности, администрации, промышленности, имеющих консультативный и рекомендательный статус. Является важным элементом вовлечения граждан в процесс принятия решений.
5.Сбор информации о загрязнениях, общественный радиационный мониторинг - организация системы получения достоверной информации о состоянии радиационной безопасности территорий в местах производства, хранения и использования радиоактивных материалов. Привлечение независимых экспертов в конкретных регионах для анализа информации. Создание института независимых экспертов. Создание и поддержка банка данных по нарушениям в работе объектов атомной энергетики. Разработка и экспертиза нормативной, проектной и эксплуатационной документации по безопасности в атомной энергетике.
6.Обследование состояния здоровья независимыми экспертами. Вопросы здоровья и обеспечения безопасности наиболее волнуют население в местах работ ядерных объектов. Для правильного объяснения обеспечения этих работ и формирования конструктивного общественного мнения необходимо знать истинное состояние здоровья граждан, проживающих в зонах работ объектов.
7.Проведение анализа риска - проведение комплекса научно-исследовательских работ по определению последствий возможных аварийных ситуаций при работе различных объектов. Предоставление населению знаний о реальной степени опасности.
8. Проведение общественных слушаний. Общественные слушания являются обязательным элементом, составной частью любого проекта при условии воздействия проектируемого объекта на окружающую среду. Общественные слушания предоставляют максимально полную информацию и дают возможность прояснить многие вопросы.
9.Проведение общественных экспертиз. Общественные экспертизы являются обязательным элементом, составной частью любого проекта при условии воздействия проектируемого объекта на окружающую среду.
10.Создание структуры "Национального диалога" - открытый диалог и консультации между всеми сторонами на всероссийском уровне с целью информирования общественности, снятия неоправданной социальной напряженности и выработки приемлемых подходов к решению проблем преодоления вредных экологических последствий гонки вооружений.
Активизация общественной деятельности в поддержку радиационной и ядерной безопасности постепенно должна привести к институциональному закреплению значительно более надежных, чем сейчас стандартов безопасности, в том числе через принятие общефедеральных и региональных нормативно-правовых актов и значительно большей открытости в деятельности соответствующих ведомств и предприятий.