Программа Российского Зеленого Креста

"Общественный контроль за безопасным использованием атомной энергии"

Считая проблему ядерной и радиационной безопасности в России одной из главнейших экологических проблем России, Российский Зеленый Крест (далее РЗК) обращает свое внимание на существующие тенденции к ухудшению положения в этой области. Неоднократные выступления в отечественных и зарубежных средствах массовой информации сторонников безопасного использования атомной энергии не приводят к каким бы то ни было ответным шагам со стороны соответствующих организаций призванных по роду своей деятельности защищать граждан России от воздействия ионизирующего излучения. Изначально созданная для военных целей, атомная промышленность бывшего Советского Союза и сейчас имеет характер военной. Засекреченность атомных объектов, их продукции, инцидентов, обильное финансирование из государственного бюджета, значительное влияние на власть - все эти факторы сохранены и имеют тенденцию к росту. Минатом России планирует построить новые мощности для переработки отработанного ядерного топлива и более 30 атомных реакторов, часть из которых - ядерные реакторы на быстрых нейтронах (бридеры).

Большую роль в экспансии Минатома России, как ни странно, играют деньги, которые Западные страны выделяют России для технической помощи и реконструкции атомных станций. Российское государство в любом случае должно тратить какое-то количество денег на эти цели. Западная помощь помогает Минатому освободить большие суммы денег, которые в ином случае были бы потрачены на реконструкцию. Таким образом больше денег Минатома направляется на развитие атомной промышленности, и финансовая помощь Запада ускоряет строительство в России новых атомных станций и мощностей по выделению плутония. Кроме этого, рядом иностранных государств предпринимаются попытки использовать сегодняшнее состояние России в своих целях, которые грозят превратить нашу страну в мировую "ядерную" свалку.

В частности, Правительством Соединенных Штатов Америки предпринимаются шаги по размещению на территории России своих заказов. В условиях сложной, не стабильной политической, экономической и экологической обстановки в России, размещение новых заказов на предприятиях ядерного топливного цикла (ЯТЦ) Министерства по атомной энергии Российской Федерации тесно переплетены с проблемами не только самой России.

Среди них важнейшими на наш взгляд, являются следующие:

-экологическое состояние окружающей среды и здоровья населения. Тяжелейшая радиоэкологическая ситуация в России, сложившаяся в зоне воздействия предприятий ЯТЦ, связана прежде всего с используемой на предприятиях жидкостных технологий в уран-плутониевом цикле и в экстрагировании трансурановых элементов, представляющих постоянный источник радиоактивных и других отходов, порождая вечную проблему водоемов-накопителей, емкостей-хранилищ. Переход на принципиально иные виды технологий не планируется. Следовательно, будет продолжаться интенсивное загрязнение окружающей среды.

- работа ЯТЦ Минатома России таких, как Производственного Объединения "Маяк" (Челябинск-65), Сибирского Химического Комбината (Томск-7) и Красноярского Горно-химического комбината (г.Железногорск) не безопасна. Возобновление работ по строительству радиохимического завода РТ-2 Красноярского Горно-химического комбината (Красноярск-26) ухудшит и без того экологическую обстановку в этом регионе, т,к. в ряде случаев эксплуатация ЯТЦ уже привела к необратимым для судьбы регионов и здоровья населения последствиям. Предприятия ЯТЦ не безопасны. Так например, начиная с 1949 г. на предприятиях ЯТЦ в целом произошло более 250 аварий, что доказывает их высокую опасность. Общее количество нарушений в работе предприятий ЯТЦ за последние 10 лет составило 60 (по состоянию на 31.12.02 г.).

В результате анализа причин и обстоятельств нарушений в работе предприятий ЯТЦ России необходимо отметить следующие основные причины:

1.грубое нарушение технологии и технологических регламентов,

2.недостаточная профессиональная подготовка и технологическая дисциплина отдельных специалистов и операторов;

3.недостаточность технологических и неэффективность организационных мер по обеспечению безопасного ведения технологических процессов;

4.неудовлетворительное техническое состояние оборудования и систем объектов на предприятиях ПТЦ России;

5. невыполнение графиков замены оборудования;

6.ухудшение обеспечения персонала средствами индивидуальной защиты;

7.слабый контроль за соблюдением технологических норм и требований со стороны специалистов и руководства технологических служб комбинатов, заводов и контролирующих служб Минатома России;

8. наличие ошибок в проектно-конструкторской документации;

9. изменения, вносимые в технологии и аппаратурные схемы в одностороннем порядке, на большинстве предприятий Минатома России не согласовывались с разработчиками технологий и аппаратурных схем;

10.отсутствие систематической работы (программы работ) по повышению технического уровня безопасности ядерно-, пожаро- и взрывоопасных производств (например, утвержденная программа по замене ядерно-опасного оборудования безопасным на ПО "Маяк" не выполняется);

11. отсутствие пооперационного анализа опасных производств.

Такой анализ отсутствует в проектах, а за время функционирования ПТЦ практически ни на одном из них такой анализ не был запланирован и выполнен. Системный анализ безопасности заменялся работой комиссий, работавших, как правило, по факту аварий, в результате чего аварийные ситуации анализировались недостаточно, соответственно были неполными мероприятия по их устранению. Примером тому служат аварийные режимы 1982-1985 гг. на радиохимическом заводе СХК. Мероприятия по имевшим место аварийным режимам выполнялись в течение семи лет (с 1986 по 1992 г.), однако в апреле 1993 г. на том же аппарате 6102/2 произошел взрыв, инициировавший радиационную аварию.

Продолжающиеся инциденты на предприятиях ЯТЦ, сопровождающиеся, как правило, выбросами радиоактивных веществ в окружающую среду, происходят из-за грубых нарушений технологии и технологических регламентов, недостаточной профессиональной подготовки и низкой технологической дисциплины отдельных специалистов и операторов, недостаточности технологических и неэффективности организационных мер по обеспечению безопасного ведения технологических процессов, неудовлетворительного технического состояния оборудования и систем объектов предприятий ЯТЦ России.

На предприятиях ЯТЦ отсутствуют достаточные мощности по утилизации радиоактивных отходов всех уровней активности.

Проблема учета, контроля и обеспечение физической защиты ядерных материалов в России. Нестабильность политической обстановки, осложнение криминогенной обстановки, появление "черного рынка" ядерных материалов (ЯМ) увеличивают вероятность их хищений. Существующая, исторически сложившаяся система физической защиты основывается прежде всего на обеспечении охраны предприятий прежде всего по периметру, чем обеспечивается режим секретности. Однако при этом невозможно контролировать ЯМ при перемещениях его внутри самих предприятий. Система учета не обеспечивает гарантию того, что ЯМ не будут использованы для несанкционированных целей или по крайней мере быстрого обнаружения такого переключения.

Размещение заказов на хранение и переработку иностранного ОЯТ неминуемо вызовет не только серьезные экологические последствия, но в создавшейся ситуации в России неминуемо приведет к попаданию ЯМ в руки нечестных политиков. Все это на руку политике ядерного шантажа, что, в свою очередь повышает возможность ядерного конфликта.

РЗК в целях прекращения ядерного распространения и уменьшения существующих ядерных арсеналов, а также ядерных запасов, пригодных для производства ядерного оружия, считает, что политика, проводимая Россией, должна быть направлена на прекращения дальнейшего распространения способностей производства ядерного оружия, а также достижение следующих дополнительных целей:

- поддержка продления Договора о нераспространении ядерного оружия на неопределенный срок;

- достижение немедленных соглашений с США о полном прекращении производства расщепляющихся материалов для оружейных целей и совместной работе для достижения всемирных соглашений;

- помещение существующих запасов таких материалов под двухсторонний или международный контроль.

РЗК будет способствовать проведению независимой экспертизе мест проведения подземных атомных взрывов в мирных целях на территории Российской Федерации. К таким местам надо отнести районы Пермской, Архангельской, Астраханской и Оренбургской областей.

РЗК будет способствовать реализации общегосударственной программы "Радон" учитывая неблагополучную радиоэкологическую обстановку городов Выборга, Краснокаменска (Читинская область) и г.Пятигорска.

Выводы и предложения:

I. Предприятия ядерного топливного цикла расположенные на территории Российской Федерации не готовы к приему на переработку и хранение 20000 тонн зарубежного отработавшего ядерного топлива по следующим причинам:

II. C ввозом зарубежного ОЯТ будет приостановлена программа переработки (утилизации) отечественного ОЯТ с АЭС с реакторными установками типа ВВЭР-440 и ВВЭР-1000. Тем самым, существенно повышается риск возникновения аварийных ситуаций от накопления ОЯТ на площадках АЭС названных типов в Европейской части Российской Федерации. Кроме этого, прекращается вывоз ОЯТ с атомных подводных лодок Северного и Тихоокеанского флотов, где и так ситуация с ОЯТ является критической.

III. Широкомасштабный ввоз зарубежного ОЯТ с использованием железнодорожного транспорта неминуемо приведет к аварийным ситуациям в виду того, что многие маршруты литерных проездов проходят по аварийным отделениям железных дорог Российской Федерации.

IV. С ввозом зарубежного ОЯТ возрастает риск проведения диверсионных и террористических актов, шантажа и вымогательства на предприятиях ЯТЦ и транспорте;

V. Ввоз зарубежного ОЯТ на переработку и хранение крайне опасен с точки зрения соблюдения режима нераспространения ядерных расщепляющихся материалов;

VI. В связи с тем, что основным поставщиком свежего ядерного топлива является США, ввоз ОЯТ приведет к нежелательным политическим последствиям для России.

VII. На сегодняшний день отсутствует достаточное технико-экономическое обоснование необходимости приема на переработку и хранение зарубежного отработавшего топлива. Необходимо проведение сравнительной экономической оценки эффективности замкнутого и разомкнутого топливного цикла.

VIII. Выбросы, связанные с работой предприятий ЯТЦ, представляют собой наиболее крупный источник радиоактивного загрязнения территории Российской Федерации. В прошлом и в настоящем времени нарушение технологии обращения с радиоактивными отходами радиохимических производств приводит к значительным выбросам в окружающую среду. Улавливание таких радионуклидов, как Kr-85, С-14 и Н-3, не производится.

IX. Решение многоплановых задач выхода из кризисной экологической ситуации в районах деятельности предприятий ядерного топливного цикла расположенных на территории Российской Федерации представляет собой беспрецедентную по сложности научно-техническую, экологическую и инженерно-экологическую проблему, не имеющую аналога в мировой науке и практике. Продолжение переработки ядерного топлива не является необходимым ни с точки зрения национальных интересов России, ни с точки зрения экономической целесообразности (замыкание топливного цикла тепловых реакторов экономически не выгодно, так как затраты ан смешанное уран-плутониевое топливо примерно в 8 раза выше, чем на стандартные урановые ТВС), ни с точки зрения безопасности захоронения отходов. Деятельность предприятий ЯТЦ должна быть приостановлена как минимум до тех пор, пока не будут израсходованы имеющиеся запасы оружейного урана и плутония. Наиболее предпочтительный вариант - сворачивание перерабатывающих производств и разработка технологии непосредственного захоронения отработанного ядерного топлива. Персонал перерабатывающих предприятий ЯТЦ должен быть использован для очистки зараженных местностей, обеспечения хранения отработанного ядерного топлива и захоронения радиоактивных отходов.

X. Исходя из осознания общественностью определяющего значения проблемы обращения с РАО и ОЯТ для дальнейшей приемлемости и возможности практической реализации любых радиационных (ядерных) технологий, а также в связи с необходимостью принятия мер глобального характера по снижению рисков накопления долгоживущих радионуклидов и сепарации плутония в биосфере, необходимо признать, что безопасное обращение с РАО и ОЯТ является первоочередной задачей использования атомной энергии в целом.

XI. Для создания условий ускорения подготовки и принятия Международной конвенции по безопасной утилизации РАО и для стимулирования создания на общей концептуальной основе национальных законодательных и нормативно-правовых актов в области РАО и ОЯТ должно признать необходимым осуществление под эгидой МАГАТЭ разработки странами-участниками взаимосогласованного документа "Концепция безопасного обращения с РАО и ОЯТ".

XII. Необходимо способствовать приверженности международно-признанным стандартам по безопасности при проектировании, строительстве (сооружении, внедрении) и эксплуатации любых радиационных (ядерных) технологий. При этом необходимо признавать, что использование таких технологий не допускается или немедленно прекращается в случае отсутствия в составе их проекта специальных требований этих стандартов, или их функционирования осуществляется с несоблюдением стандартов по безопасности соответствующих систем обращения с РАО и ОЯТ.

XIII. Необходимо способствовать заключению под эгидой ООН Международного Договора "О полном запрещении производства плутония в промышленных масштабах, об уничтожении его запасов и запрете накопления долгоживущих трансурановых элементов", исходя из потенциальной опасности их накопления в биосфере и наличия неопределенностей в оценке уровня опасности и сроков причинения ущерба человеку и окружающей среде.

XIV. Необходимо способствовать международным действиям по разработке эффективного механизма национальной ответственности в области обращения с РАО и ОЯТ, предусматривающего гарантии и адекватную компенсацию ущерба в случае трансграничного радиоактивного воздействия, выходящего за пределы государственных границ отдельно взятой страны.

XV. Необходимо способствовать совместным действиям стран, владеющих ядерными технологиями, по разработке и промышленной реализации технологий по демонтажу и переработке снимаемых с эксплуатации ядерных энергетических установок и предприятий ядерного топливного цикла, признавая, что не все страны в состоянии осуществить создание такой промышленности в одиночку. С этой целью целесообразно организовать под эгидой МАГАТЭ разработку проектов комбинатов по демонтажу и промышленной переработке снимаемых с эксплуатации ядерных установок.

Московская часть программы

Российского Зеленого Креста

по ядерной и радиационной

безопасности

В настоящее время в г.Москве и ближайшем Подмосковье эксплуатируется более 40 ядерных исследовательских установок. Кроме этого, в столице Российского государства находится 1500 предприятий, использующих ядерные установки и радиоактивные материалы. Наибольшую опасность представляют 769 предприятий, в результате работы которых образуются радиоактивные отходы. Предприятия атомной энергетики в своей деятельности используют (в зависимости от профиля и направления деятельности) следующие источники потенциальной опасности:

- ядерные исследовательские установки различной мощности и назначения; - ядерные делящиеся материалы, (от нескольких граммов до де- сятков килограммов);

- закрытые источники ионизирующих излучений, общее количество которых составляет около 60000 ед., (активности источников находятся в широком диапазоне - от нескольких мКи до 200000 Ки);

- открытые источники ионизирующих излучений, (3000 ед. активностью от минимально значимого уровня до сотен Ки в своем объеме);

- жидкие и твердые радиоактивные отходы, которые образуются (могут образовываться) практически на каждом предприятии (ежегодный объем образующихся жидких отходов составляет до 20000 куб.м, твердых - свыше 200 т). Наибольшее количество ядерно- и радиационно-опасных предприятий сосредоточено в Центральном и Северном административных округах (46 и 39 предприятий соответственно), а наименьшее - в Западном и Зеленоградском округах (по 15 предприятий). Наиболее потенциально-опасные предприятия эксплуатирующие ядерные исследовательские установки и комплексы "горячих камер" расположены в г.Москве в Северо-Западном административном округе (Российский научный центр "Курчатовский институт", Всероссийский НИИ " Неорганических материалов", в Южном округе (Московский инженерно-физический институт, Всероссийский научно-исследовательский химической технологии) в Центральном округе (Институт теоретической-экспериментальной физики, научно-исследова тельский конструкторский институт энерготехники). В ближайшем Подмосковье ядерные исследовательские установки расположены, г.Лыткарино (Научно-исследовательский институт приборостроения, г.Подольске (предприятие ОКБ "Гидропресс").

В городе с 11-ти миллионным населением и такой плотностью жилой застройки, каковым является столица Российского государства - город Москва, наличие такого количества подобных объектов само по себе представляется опасным для жизни и здоровья москвичей. Кроме этого, факт, что большинство установок проектировалось в 40-е, 50-е годы, их проекты во многом не соответствует требованиям современных норм и правил по безопасности в области использования атомной энергии, а также то, что и при эксплуатации установок имеют место отнюдь не единичные нарушения, такую опасность делают достаточно реальной. Это подтверждено выводами ряда комиссий, проводивших в разное время комплексные обследования отдельных установок. Одна из последних комиссий была, например, образована в соответствии с поручением Совета Министров РСФСР от 05.09.91г. N ИГ-36-30948. Выводы по результатам ее работы приведены в письме Заместителя Председателя Государственного Комитета по делам науки и Высшей школы г-на Тихонова А.Н. исх.N 25-32-1088/25-0-3 от 14.11.91 г.

В нескольких словах они могут быть сформулированы следующим образом:

- продолжение эксплуатации ядерных исследовательских установок небезопасно, а строительство новых объектов - нецелесообразно. С этими выводами согласилось и Правительство РСФСР (в согласительной записке премьер-министра Е.Гайдара N ЕГ-36-40156 от 27.11.91г.) Еще ранее было принято решение Президиума Моссовета "О прекращении эксплуатации ядерных реакторов в г.Москве N 46 от 11.03.91 г., вынесенное на основании заключения Межведомственной комиссии, проводившей свою работу по обследованию Московских ядерных исследовательских установок в 1990 г. Однако, владельцами установок все сроки по выполнению указанных выше решений и указаний Правительств России и г.Москвы были сорваны. В основном большинство исследовательских ядерных установок - устаревшие, несовершенные с точки зрения безопасности, ни одна их них не обладает защитным колпаком, который в случае выхода радиоактивных веществ смог бы локализовать их внутри своего объема. Дальнейшая эксплуатация ядерных исследовательских установок представляет потенциальную опасность для жителей города Москвы и области при возможных ядерных и радиационных авариях.

Ниже приведены лишь некоторые характерные недостатки при эксплуатации ядерных исследовательских установок:

- не введен в действие ряд НД по безопасности;

-отсутствует перечень оборудования и трубопроводов, подлежащих контролю за состоянием металла;

-исчерпан или не установлен ресурс работы (срок службы) основного оборудования;

- при анализе проектных аварий не учитываются современные требования о наложении отказов в системах, важных для безопасности;

- строительство, проводимое после введения в действие ИЯУ, как на территории предприятий, так и в его окружении, привело к уменьшению размеров санитарно-защитных зон; Кроме этого, расположение большей части ядерных установок на территории геологически неблагополучных районах города с протекающими в их недрах карстово-суффозионными процессами, также ставят под сомнение утверждение владельцев ядерных установок об их абсолютной безопасности для населения. И без того сложнейшая экологическая ситуация на объектах усугублена накапливанием отработанного ядерного топлива, вопросы переработки и утилизации которого Министерством по атомной энергии России не решены.

- в результате 50-летней деятельности РНЦ "Курчатовский институт" возникла и другая экологическая проблема, связанная с необходимостью реалибилитации территории временных хранилищ радиоактивных отходов. Эти хранилища занимают площадь 2 га. По оценочным данным, в хранилищах, заполнение которых было начато с середины 40-х годов, находится более 200 т отходов высокой суммарной активности (100.000 Ки). Эти хранилища не отвечают современным требованиям по безопасности в атомной энергетики.

- на территории РНЦ "Курчатовский институт" эксплуататируется хранилище отработавшего ядерного топлива суммарной активностью в 3.000.000 Ки

Принимая во внимание вышеизложенное и учитывая, что безопасность ядерных исследовательских установок в Москве на практике не может гарантировать никто, РЗК предлагает решить следующие вопросы способствующие обеспечить безопасность жителей г.Москвы и Подмосковья:

- государственные исследовательские центры, расположенные в г.Москве и Подмосковье, созданные решениями Правительства СССР для выполнения исследований в мирных и оборонных целях, нуждаются в настоящее время в немедленном государственном регулировании и фи нансовой поддержке, особенно в вопросах снятия ядерных установок с эксплуатации, чтобы исключить возможность несанкционированного превращения их в ядерные и радиационные свалки, создающие опасность для жителей г.Москвы. Необходимо немедленно прекратить эксплуатацию всех ядерных исследовательских установок на территории столицы Российского государства - г.Москвы, не отвечающих требованиям ядерной и радиационной безопасности;

- имеющиеся программы использования исследовательских ядерных установок разработаны ведомствами без учета необходимости финансиро- вания мероприятий по повышению безопасности. И то в же время эти программы не учитывают тот факт, что многие установки уже в течении ряда лет находятся в так называемом "горячем резерве". Это значит, что установки на которых не проводится никаких исследований, или же их число очень незначительно, по-просту "проедают" бюджетные ассигнования, поскольку на техническое содержание оборудования, зарплату персонала и обеспечение других мероприятий для их функционирования требуются значительные денежные расходы, а финансирование ядерных исследовательских центров, как правило, - госбюджетное. Необходима общегосударственная программа, которая охватывала бы все проблемы имеющегося в России комплекса исследовательских ядерных установок, и, в частности, могла бы установить целесообразный объем исследований, определить перечень выводимых из эксплуатации реакторов, как в связи со снижением объемов работ, так и в связи с необходимостью вывода установок из эксплуатации по техническим причинам (истечение проектного срока службы, несоответствие современным требованиям безопасности и т.д.). При этом снижение общего числа исследовательских установок позволит направить высвободившиеся средства на осуществление мероприятий этой программы и тем самым частично обеспечит ее финансирование;

- способствовать установлению общественного контроля за реализацией программы по снятию с эксплуатации ядерных исследовательских установок в г.Москва и ближайшего Подмосковья, оказывать помощь независимым, неправительственным организациям оказывающим содействие прекращению эксплуатации ядерных исследовательских установок, а также проведение силами этих организаций независимой экспертизы по вопросам ядерной и радиационной безопасности в городе;

- проводить разъяснительную работу с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания России, а также депутатами Московской Городской Думы и членами Правительствами г.Москвы и Московской области по вопросам защиты их жителей москвичей от пагубного воздействия источников ионизирующего излучения; - способствовать организации и осуществлению системы мероприятий по обеспечению радиационной безопасности в районах размещения исследовательских реакторов.