Некоторые аварии и инциденты на судовых реакторах ледокольного флота СССР/России.

В феврале 1965 года во время плановых ремонтных работ на реакторе № 2 атомного ледокола «Ленин» произошла авария. В результате ошибки, допущенной операторами ЯППУ, активная зона на некоторое время была оставлена без воды, что вызвало частичное повреждение примерно 60% тепловыделяющих сборок (ТВС). При по канальной перегрузке удалось выгрузить лишь 94 ТВС. Остальные 125 ТВС оказались не извлекаемыми из активной зоны. Эта часть ОЯТ была выгружена вместе с экранной сборкой и помещена в специальный контейнер, который был заполнен твердеющей смесью на основе футурола и затем хранился в береговых условиях около 2 лет.

В августе 1967 года реакторный отсек с ЯППУ ОК-150 и собственными герметичными переборками был затоплен непосредственно с борта ледокола «Ленин» через днище в мелководном заливе Цивольки в северной части архипелага Новая Земля на глубине 40 ? 50 м. Перед затоплением отсека из реакторов было выгружено ОЯТ, а их первые контуры промыты, осушены и герметизированы. По данным Центрального конструкторского бюро «Айсберг», реакторы перед затоплением были заполнены твердеющей смесью на основе футурола. Контейнер со 125 отработавшими ТВС, заполненный футуролом, был перенесен с берега, размещен внутри специального понтона и затоплен. К моменту аварии реакторы и судовая ядерно-опасная установка проработала около 25000 часов.

11 ноября 1988 года на а/л «Россия» произошло событие, приведшее к ядерно-опасной ситуации. Ледокол стоял у причала РТП «Атомфлот». В результате неправильных действий персонала реактор оставался без охлаждения в течение 4-х минут. Произошло срабатывание аварийной защиты.

В 1992 году на атомных судах зафиксировано 12 случаев срабатывания аварийной защиты (АЗ) и 7 случаев экстренного снижения мощности, из них 68 % вызваны ошибочными действиями персонала ЯППУ.

Основной технологический недостаток, влияющий на ядерную и радиационную безопасность, — низкая надежность:

В 1993 году имелись следующие эксплуатационные происшествия:
В 1994 году на судах с ЯППУ имели место следующие эксплуатационные происшествия:

В 1995 году на атомных ледоколах произошли два срабатывания аварийной защиты и один аварийный останов. Кроме этого, на ледоколах зафиксировано 20 эксплуатационных происшествий, из них вследствие отказов технических средств — 15, по вине персонала — 4, по невыясненной причине — 1.

Отказ технических средств, в основном, происходил из-за нарушения уплотнений паровых и водяных клапанов и появления течей на трубопроводах.

Неправильные действия персонала связаны с некачественной подготовкой систем к действию (три случая) и ошибками во время монтажа систем при ремонте (один случай).

В 1996 году на судах с ЯППУ произошли следующие происшествия:
В 1997 году на судах с ЯППУ имели место следующие происшествия:

В 1999 году на судах с ЯППУ произошло 14 эксплуатационных происшествий, из них 4 со срабатыванием аварийной защиты: 3 на атомном ледоколе "Россия" (январь 1999 г.) и одно на атомном ледоколе "Таймыр" (июнь 1999 г.):

За 2000 г. произошло 18 эксплуатационных происшествий, из них 3 со срабатыванием аварийной защиты:

В 2001 году произошло 16 эксплуатационных происшествий без выхода радиоактивности в окружающую среду.

В остальных семи случаях на атомных ледоколах "Вайгач", "Ямал", "Советский Союз" зарегистрированы течи парогенераторов, что может быть связано с выработкой ресурса оборудования АППУ.

По сравнению с 2000 годом (18 нарушений) число нарушений несколько уменьшилось.

Инциденты и аварии на атомном подводном флоте СССР/России.

За сорокалетний период эксплуатации отечественных корабельных атомных энергетических установок (АЭУ) произошло двенадцать ядерных и более 100 радиационных аварий. Под ядерной аварией понимают аварию, связанную с повреждением ТВЭЛов, превышающим установленные пределы безопасной эксплуатации, и/или облучением персонала, превышающим допустимое для нормальной эксплуатации, вызванных:

Радиационная авария — это потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями персонала, стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или радиоактивному загрязнению окружающей среды (НРБ-99).

Все аварии сопровождались серьезными радиологическими и радиоэкологическими последствиями. Во время аварий на корабельных ЯЭУ и ликвидации их последствий повышенному облучению подверглось более 1000 человек. Суммарные радиологические последствия аварий на корабельных реакторах сравнимы с ближайшими последствиями облучения от чернобыльской катастрофы (Шараевский и др., 1999).

Некоторые ядерные и радиационные аварии, имевшие место на отечественных атомных подводных лодках в 1960-2000 годах

(Int. Herald Tribune, 1989; Гагаринский и др., 1994; Грач, 1994; Нилсен, Бёмер, 1994; Осипенко и др., 1994; Зубко, 1995; Хандлер, 1995; Нилсен и др., 1996; Calеndаr..., 1996; Кучер и др., 1996; Павлов, 1997, 1999; Нильсен, Кудрик, 1998; Е. Никитин, 1998; Мормуль, 1999; Путник, 1999; Шараевский и др., 1999; Долгодворов, 2000 ; из А.В. Яблоков. 2000, табл.5 с дополнениями )

Район   АПЛ   Описание аварии  
*13 октября 1960 г.   Баренцево море   «Ноябрь», (К-8), проект 627   Радиационная авария. Выброс радиоактивных продуктов в результате разрыва парогенератора. Переоблучились 13 человек  
*4 июля 1961 г.   Атлантика   «Отель», (К-19), проект 658   Ядерная авария. Переоблучение 138 человек (8 человек погибли). Замена реакторного отсека  
1962 г.   Арктика   «Ноябрь», (К-52), проект 627А   Радиационная авария. Выброс радиоактивных продуктов в результате течи в парогенераторе. Переоблучение экипажа  
1962г.   Арктика   «Ноябрь», (К-14), проект 627А   Радиационная авария. Разрушение аварийной защиты в реакторах обоих бортов повлекло серьезные радиационные последствия. Замена реакторного отсека
Июль 1962 г. Арктика «Ноябрь», (К-3), проект 627 «Ленинский Комсомол» Радиационная авария. Разгерметизация ТВЭЛов повлекла серьезные радиационные последствия, в результате которых были вынуждены заменить реакторный отсек
10 апреля 1963 г. Северная Атлантика «Отель-2», (К-19), проект 658 Авария реактора. Гибель 8 человек
1963г. Тихий океан (К-151), проект 659 Течь третьего контура.Переоблучение экипажа
Ноябрь 1964г. Северо-двинск «Ноябрь», (К-11), проект 627А Радиационная авария. Разгерметизация ТВЭЛов
1965г. Арктика «Отель-2», (К-33), проект 658 Радиационная авария. Разгерметизация ТВЭЛов
*12 февраля 1965г. Северо-двинск «Ноябрь», (К-11), проект 627 Ядерная авария. Несанкционирован­ный выход реактора на мощность, выброс радиоактивных продуктов. Переоблучение экипажа (подробнее см.Приложение 4)
1965г. Арктика «Ноябрь», (К-5), проект 627 Радиационная авария. Разгерметизация ТВЭЛов повлекла серьезные радиационные последствия, в результате которых были вынуждены заменитьреакторный отсек
1966 г. Баренцево море «Ноябрь», (К-8), проект 627 Радиационная авария. Течь парогенераторов
1968г. Арктика «Отель-2», (К-33), проект 658 Радиационная авария. Разгерметизация ТВЭЛов
1968г. ТОФ (К-175), проект 675 Разгерметизация ТВЭЛов
24 мая 1968 г. Баренцево море «Ноябрь», (К-27), проект 645 Ядерная авария в результате выхода из строя автоматического регулятора мощности. Выброс радиоактивного газа из газовой системы. Пере-облучение всего экипажа (147 человек, из них погибли 44 человека) . Подробнее см Приложение 4.
27 -. августа 1968 г. Северо-двинск «Янки», (К-140), проект 667а Ядерная авария. Несанкционированный выход реактора на мощность. экипажа (подробнее см. Приложение 4)
21 марта 1969 г. Арктика «Ноябрь», (К-42) проект 627 Авария ЯЭУ по причине засоления второго контура
1969 г. Северныйфлот К-166, проект 675 Газовая неплотность ТВЭЛов
19 января 1970 г. город Горький, з-д «Красное Сормово» «Чарли», (К-320), проект 670 Ядерная авария. Несанкционированный пуск реактора. Гибель четырех, переоблучение нескольких сотен человек, радиационное загрязнение заводаПодробнее  см. Приложение 4.
10-12 апреля 1970 г. Бискай­ский залив «Ноябрь», (К-8) Пожар в отсеках АЛЛ. Гибель корабля
1975г. Тихий океан (К-23). проект 675 Авария ППУ
1975г. Северная Атлантика (К-172), проект 675 Течь первого контура
1975г. Баренцево, Белое моря К-253 Радиационная авария – нарушениегерметичности ТВЭЛов. Облучениеэкипажа.
1977 г. Тихий океан (К-56), проект 675 Авария ППУ. Негерметичность реактора
*Июль 1979 г. Тихий океан «Эхо-1», (К-116), проект 675 Ядерная авария. Течь теплоносителя по крышке реактора. Разгерметизация, и расплав активной зоны реактора, переоблучение 38 человек
1979 г. Северныйфлот (К-90), проект 675 Течь ППУ
14-15 апреля 1980г. Тихий океан (К-45), проект 659 Течь первого контура
30 ноября 1980 г. Северо-двинск «Анчар», (К-222), 661 пр. Ядерная авария. Несанкционированный выход реактора на мощность. Выброс радиоактивных веществ. Переоблучение персонала
1981 г. Тихий океан (К-66) проект 659 Течь первого контура
8 апреля 1982 г. Баренцево море «Альфа», (К-123), проект 705 Ядерная авария. Разрыв первого контура. Выброс 2 т жидкометаллического теплоносителя в реакторный отсек
11 августа 1983г. Тихий океан (К-94), проект 675 Течь первого контура
21 марта 1984 г. Тихий океан (К-94), проект 675 Течь первого контура
26 марта 1984г. База (К-184), проект 675 Авария ППУ
Апрель 1984 г. Баренцево море «Чарли», (К-508), проект 670М Радиационная авария. Течь парогенератора
24 сентября 1984г. Северный флот (К-47), проект 675 Авария ППУ. Течь третьего контура
1985г. Баренцево море «Виктор», (К-367), проект 671 Авария в системе аварийной зашиты реактора
10 августа 1985г. БухтаЧажма «Виктор-1», (К-431), проект 675 Ядерная авария. Расплав активной зоны реактора. Взрыв. Переоблучение 100, гибель 10 человек. Радиоактивное загрязнение прилегающих акватории и территории
29 сентября 1985г. Тихий океан «Эхо-2», (К-175) проект 675 Ядерная авария. Разгерметизация активных зон. Переоблучение экипажа
Ноябрь 1986 г. Бухта Камрань (К-175), проект 675 Выброс жидких РАО и радиоактивных аэрозолей. Радиационное загрязнение прилегающей территории
1986 г.   Тихий океан   (К-59), проект 659   Радиационная авария. Течь ППУ  
1986г.   Тихий океан   «Отель», (К-55), проект 658   Радиационная авария. Течь ППУ  
Ноябрь, 1986г.   База на ТОФ,   «Эхо-2», (К-175), проект 675   Радиационная авария. Выброс ЖРО и аэрозолей в окружающую среду  
15,16-26 июня 1989 г.   Баренцево море «Эхо-2», (К-192, бывш. К-172) проект 675 Течь первого контура реактора левого борта. Течь первого контура реактора правого борта. Ядерная авария. Ава­рия ЯЭУ с оплавлением активной зо­ны. Переоблучение экипажа. Загряз­нение океана и атмосферы йодом-131  
Январь 1991 г.   ТОФ   (К-94), проект 675   Аварии ППУ обоих бортов  
28 января 1998 г.   Зап. Лица   Виктор-3, проект 671РТМ   Разрыв газового контура ЯЭУ. Пострадало 5, погиб один человек  

2.08.2000

Баренцево Море Оскар-II К-148 (Курск) Гибель корабля. Погибло116 человек.